Как защитить наш слух на дискотеках, в клубах, на рок-концертах?

Армин ван Бюрен: «Раньше я очень скептично относился к этому, но в один момент вдруг понял, что при таком количестве гастролей не использовать их было бы просто безумством. Если слух нарушится, то восстановить его потом не удастся. Для меня это был бы конец».

Как защитить наш слух на дискотеках, в клубах, на рок-концертах?

Армин ван Бюрен: «Раньше я очень скептично относился к этому, но в один момент вдруг понял, что при таком количестве гастролей не использовать их было бы просто безумством. Если слух нарушится, то восстановить его потом не удастся. Для меня это был бы конец».

В небезызвестном фильме Майкла Доуса с печальной историей о том, как человек может отдаться делу без остатка и в конце оказаться ни с чем, случилось «всё из-за Пита Тонга». Об удачности перевода названия до сих пор спорят, но в одном можно быть абсолютно уверенным - «по вине» Пита Тонга люди стали чаще задумываться: «Насколько безопасно слушать громкую музыку?»

Правда, если фильм лишь заставил сопереживать герою и даже в каком-то смысле нагнал страх, то настоящим импульсом, подтолкнувшим меня к решительным действиям, был не загадочный диджей Фрэнки Уайлд, а вполне реальный - Армин ван Бьюрен, выступивший летом 2007 года в клубе Gaudi Arena...

Да простит меня администрация этого замечательного клуба, но многие московские клабберы должны помнить, какое было качество звука в «Картинге» Gaudi Arena три года назад; его и калибровали сами диджеи, и, если не ошибаюсь, администрация ставила новую аудиосистему - всё было бестолку. Поэтому вряд ли кого-то удивит, что после ивента уши «звенели» на протяжении нескольких дней.

Просматривая фотографии после вечеринки, на одном из снимков я обратил внимание, что Армин носит беруши:

Было очевидно, что ничего хорошего тот пронзительный писк означать не мог, поэтому, разузнав подробности о разных видах беруш, мы с другом заказали по паре недорогих фильтров на весьма известном, но уже почившем магазине CDJShop. Именно этими берушами, выпущенными под брендом Anjunabeats, я пользуюсь до сих пор. И до сих пор получаю один и тот же вопрос: «Это что у тебя в ушах торчит?»..

На самом деле, скепсиса относительно этой темы встречается не меньше, чем реального интереса со стороны различных людей, что и натолкнуло на идею о написании статьи, где не без помощи специалистов в области нарушения слуха удалось бы описать механизм повреждения слухового аппарата и рассказать о том, какими способами можно его защитить - как клабберам, так и диджеям (в частности тем, кто давно хотел заказать себе индивидуальные буруши, но не знал, как это можно сделать из России).

Для того чтобы понять природу нарушения слуха от громкой музыки, предлагаю для начала разобраться, какую позицию занимает музыка в «топе» самых распространённых шумов, а в конце - проведём небольшой опрос.

115 дБ! Идём на взлёт!

Наш слуховой аппарат способен воспринимать и различать огромное количество звуков - начиная от шелеста листьев и заканчивая звуком реактивного двигателя. Громкость звука измеряется с помощью относительной единицы измерения, введённой Александром Беллом в 1923 году, - децибелом (дБ/dB, 1/10 бела). Самым тихим звуком можно считать звук силой 0 дБ (минимальный порог слышимости). Звук в 10 раз громче этого будет равен 10 дБ. Звук, в 100 раз превышающий 0 дБ, будет равен 20 дБ. Можно представить себе «масштабы». Все измерения, как и собственно единица, тоже относительны, но в целом список как самых бытовых, так и опасных шумов выглядит следующим образом:

* 0 дБ - самый низкий уровень звука, который способен воспринять здоровый человек;
* 20 дБ - ночью в тихой комнате;
* 60 дБ - обычный разговор;
* 70 дБ - уличный шум;
* 80 дБ - крик;
* 90 дБ - метро;
* 100 дБ - мотоцикл;
* 110 дБ - пневматическая дрель;
* 120 дБ - взлёт самолёта в 100 метрах от человека;
* 140 дБ - болевой порог;
* 160 дБ - ударная волна от сверхзвукового самолёта (летальный исход).

Городской шум и гул летящего со скоростью 80 км/ч состава подземки, хоть и не естественны для человека, но переносятся нами достаточно легко. Куда неприятнее и даже опаснее слышать работу дрели или посадку авиалайнера прямо над головой. Тем не менее есть шумы, которые мы слушаем с удовольствием, причём как раз на уровне шума пневматической дрели, иногда - отбойного молотка ;). Музыка...

Для начала - интересный факт. Вы никогда не задумывались, почему человеку нравится именно громкая музыка? Если верить фильму BBC «Чувства человека», внутренне ухо чувствует не только звуковые колебания, но и гравитационное поле. За эту функцию отвечает область под названием преддверие, состоящее из маточки, сферического мешочка (sacculus) и трёх полукружных каналов. В этой области находятся участки чувствительных волосковых клеток. При изменении положения головы гравитационное влияние сопровождается изгибанием лежащих под ним этих самых волосковых клеток. Вместе со зрением и «датчиками» в конечностях они сообщают мозгу информацию о прямолинейном ускорении и о том, в каком положении сейчас находится голова. Громкая же музыка от 90 дБ стимулирует сферический мешочек, вызывая у человека чувство, будто он мчится на спортивном байке или прыгает с парашютом...

Ирония жизни, однако, заключается в том, что удовольствие напрямую связано с опасностью. Специалисты сходятся во мнении о том, что длительное нахождение в среде, где шум превышает 80-85 дБ, может повредить слух. То есть: чем громче среда, тем меньше в ней следует находиться. Если временной лимит превышен, начинаются необратимые изменения в слуховом аппарате человека. Тем временем в клубах звук достигает отметки в 110 и даже 115 дБ, так что этот факт вкупе с постоянным прослушиванием портативных плееров должен развеивать миф, якобы глухота настигает только людей преклонного возраста: по данным организации Unitron Hearing, большинство людей (65%) с частичной потерей слуха моложе 65 лет. Часто необратимые изменения заметны уже после 30 лет.

Слышен звон, да не знаем, где он

Специалист, доктор медицинских наук, профессор, заведующая отделением клинических исследований и профпатологии ФГУП «Всероссийский НИИ железнодорожной гигиены» Роспотребнадзора, стаж работы в профпатологии 36 лет, Панкова Бера Борисовна:

«Шум оказывает повреждающее специфическое воздействие на рецепторный аппарат внутреннего уха (наружные волосковые клетки органа Корти), ответственный за звуковосприятие. Клетка вначале переутомляется, а затем погибает, в результате чего нарушается восприятие определённого диапазона звуковых волн. Первыми страдают высокие частоты. Затем нарушения распространяются и на речевой диапазон звуков. Шум оказывает также неспецифическое экстраауральное воздействие на все основные системы организма (сердечно-сосудистую, нервную, эндокринную, желудочно-кишечный тракт и прочие), вызывая нарушение сна, повышение артериального давления, иногда способствуя развитию язвенной болезни желудка».

Волосковые клетки, о которых говорится выше, улавливают механическое (в данном случае - звуковое) воздействие, и передают эту информацию в центральную нервную систему с помощью 40-80 волосков (ресничек), которые, нагибаясь, раздражают соответствующие нервные окончания. Субъективная интенсивность звука, то есть громкость, зависит от силы механического воздействия. Чем больше воздействие, тем больше волоски отклоняются, однако время восстановления в исходное положение зависит не только от интенсивности, но и от продолжительности воздействия.

Причина возникновения в ушах именно писка при сильном звуковом воздействии кроется в том, что внешние волосковые клетки, отвечающие за восприятие высоких частот, расположены ближе всего к наружней части уха, таким образом, являясь самыми чувствительным и больше всех подверженными риску повреждения, в отличие от внутренних волосковых клеток, которые глубоко спрятаны в улитке.

При длительном и сильном воздействии волоски утомляются и возвращаются в исходное положение не сразу, всё это время с различной степенью силы раздражая нервные окончания. Если сила воздействия превысила способность механического сопротивления, волосок «ломается». Так как волосковые клетки не могут регенирироваться, потеря каждого волоска безвозвратна. В результате нерв раздражается постоянно, что приводит к появлению фантомного синусоидального импульса частотой 4 кГц, так называемого «тиннитуса», первого признака повреждения слуха, который со временем перейдёт в болезнь под названием тугоухость, характеризующаяся:

* постоянным писком на высокой частоте;
* неспособностью различать тихие звуки районе 3-6 кГц (иногда звуки на высокой частоте, например, от гитары могут начать приносить неприятные ощущения);
* трудностями в общении при фоновом шуме (речевой диапазон обычно не задет, но различать речь фоновом шуме со временем становится всё труднее).

Вывод: для профилактики лучше посещать специалиста и делать специальный тест для проверки слуха (аудиограмму) раз в год, чем терять слух.

По материалам clubber.dp.ua