Потери слуха у музыкантов и звукорежиссеров — проблема XXI века

Слуховая система человека — чрезвычайно сложный и тонкий аппарат, приспособленный в основном для восприятия тихих звуков. Обрушившаяся на нее лавина громких звуков, появившихся в результате технического прогресса в ХХ — ХХI вв., неизбежно привела к постепенному ухудшению слуха, особенно у молодого поколения, как у слушателей, так и у профессионалов — музыкантов, звукорежиссеров и др. Так, например, проведенные недавно исследования порогов слуха у студентов Мюнхенского университета показали, что практически у 100% студентов имеется снижение слуха в той или иной степени.

Потери слуха у музыкантов и звукорежиссеров — проблема XXI века

Слуховая система человека — чрезвычайно сложный и тонкий аппарат, приспособленный в основном для восприятия тихих звуков. Обрушившаяся на нее лавина громких звуков, появившихся в результате технического прогресса в ХХ — ХХI веках (рок-музыка, мощные системы звукоусиления и т.д.), неизбежно привела в технически развитых странах к постепенному ухудшению слуха, особенно у молодого поколения, как у слушателей, так и у профессионалов — музыкантов, звукорежиссеров и др. Так, например, проведенные недавно исследования порогов слуха у студентов Мюнхенского университета показали, что практически у 100% студентов имеется снижение слуха в той или иной степени. Явление это стало уже настолько распространенным, что вызывает тревогу у специалистов разных стран.

Несмотря на то, что слуховая система человека представляет собой уникальный и совершенный механизм, возможности ее ограничены при восприятии таких параметров, как звуковое давление, частота, временные интервалы и пр.
Самые тихие звуки, которые слышит человек, называются порогами слышимости, они разные для разных частот. Например, для частоты 100 Гц порог равен 25,1 дБ, а для 8000 Гц он составляет 15,3 дБ. Показатели индивидуальных порогов слуха называются аудиограммами, снятие их является совершенно необходимым для проверки слуха, особенно у людей, занимающихся музыкой, в первую очередь звукорежиссеров и музыкантов.
Существует ограничение области слухового восприятия и со стороны громких звуков, хотя и не такое четкое, как порог слышимости. Например, звуковое давление около 100 дБ соответствует порогу неприятного ощущения. При достижении уровня 132 дБ возникает ощущение давления на уши, подобное тому, которое бывает при закладывании ушей в самолете, а также неприятного щекотания в ухе. Эта величина называется порогом осязания. Наконец, давление 140 дБ причиняет боль и называется болевым порогом.


Окружающие нас в современной жизни звуки условно можно разделить на следующие группы:
•    Звуки, вызывающие болевые ощущения:
o    150 дБ — пики в рок-музыке,
o    140 дБ — выстрел пушки, запуск ракеты;
o    130 дБ — отбойный молоток;
o   120 дБ — рок-музыка на расстоянии 1…2 м, многополосные системы в автомобиле;
•    Чрезвычайно громкие:
o    100…110 дБ — рок-концерт в зале,
o    106 дБ — ударные установки, литавры;
o    90 дБ — газонокосилки, метро, грузовой транспорт;
•    Громкие:
o    80 дБ — шум улицы;
o    70 дБ — пылесос;
o    60 дБ — разговор, посудомоечная машина;
•    Средние:
o    50 дБ — дождь,
o    40 дБ — тихая комната;
•    Слабые:
o    30 дБ — шепот, зал библиотеки.


На современных дискотеках и концертах, если находиться рядом с громкоговорителями, можно получить уровни звука 120 – 130 дБ.
Воздействие на слуховой аппарат громких звуков в течение длительного времени приводит к необратимым потерям слуха (называемым нейросенсорной глухотой), вызванным повреждениями волосковых клеток внутреннего уха. Последние исследования показывают, что музыка любого рода может приводить к ухудшению слуха, если в течение длительного времени на малом расстоянии от уха создаются звуки с уровнями, приносящими вред слуху.
Негативное влияние на слуховые органы обнаруживается по сдвигу порога слышимости после того, как они подверглись акустическому возбуждению. Обычно вначале возникает временный сдвиг порога, который исчезает после периода восстановления (период этот может достигать 16 часов). Если ухо подвергается очень длительным или очень высоким и частым акустическим возбуждающим воздействиям, может возникнуть постоянный сдвиг порога слышимости, указывающий на действительное ухудшение слуха. Существуют специальные формулы, которые позволяют приближенно оценить постоянный сдвиг порога слышимости в зависимости от общей дозы шума (или музыки).


На некоторых примерах можно показать последствия, к которым приводит воздействие громких звуков:
 
1.    Молодые люди посещают дискотеку один-два раза в неделю в течение пяти лет. На их слух воздействует средний звуковой уровень 115 дБ (А). Суммарное воздействие составляет около 400 дней по пять часов, итого 2000 часов. Из расчета следует, что постоянный сдвиг порога слуха равен примерно 25 дБ, это означает, что произошел уже невосстановимый сдвиг порога на эту величину;
2.    На симфонических концертах редко достигается уровень звука 115 дБ. Здесь характерны средние уровни порядка 85 дБ (А). Чтобы достичь того же постоянного сдвига порога (25 дБ), потребовалось бы воздействие звука такой интенсивности в течение более 40 лет, 300 дней в году по пять часов, что маловероятно. Этот пример показывает, почему у слушателей симфонических оркестров редко отмечается профессиональное ухудшение слуха.
3.    У поп- и рок-музыкантов положение совсем иное, что демонстрирует следующий пример. Предположим, что рок-музыкант 200 дней в году подвергается шестичасовому воздействию звука в 120 дБ (А). В результате через 10 лет постоянный сдвиг порога слышимости у такого музыканта составит почти 70 дБ, а это — профессиональная непригодность вследствие глухоты. Поскольку рок-музыканты с годами постепенно теряют слух, они вынуждены играть громче или должны иметь более громкий аккомпанемент, чтобы слышать соседние инструменты. В результате возникает кумулятивный процесс, ведущий к дальнейшему увеличению громкости и к неизбежному ухудшению слуха.
Необходимо отметить, что наибольший эффект на повреждение волосковых клеток оказывают высокие частоты, которые исполняются зачастую на очень высоких уровнях на концертах электронной музыки.
Повреждения слуха могут начинаться с воздействия звуков с уровнем 85 дБ. В США этот уровень считается предельно допустимым на предприятиях в течение 8 часов. В Европе этот уровень снижен до 80 дБ. При уровне выше 85 дБ работники должны носить слуховые протекторы и требовать принятия мер для снижения окружающего шума.
Воздействие внешних звуков оценивается обычно по интегральным измерениям, взятым в течение определенного времени. Увеличение уровня шума на 3 дБ (то есть в два раза по мощности) требует уменьшения времени эквивалентного воздействия в два раза. Так, например, если принято допустимым воздействие звука с уровнем 85 дБ в течение 8 часов, то увеличение уровня до 88 дБ снижает время воздействия до 4 часов и т.д. Для уровня 100 дБ допустимое время воздействия составляет около 4 минут, а уровни выше 115 дБ при любом времени воздействия представляют серьезную опасность.
Особую группу риска создает широкое использование плееров с ушными вкладышами. Уровни звукового давления у барабанной перепонки могут достигать при этом 110 дБ. Исследования, проведенные со студентами, показали, что средние уровни при прослушивании в таких устройствах превосходят 85 дБ. Более чем 5% испытуемых обычно прослушивают плееры на уровнях выше 90 дБ. При этом, поскольку происходит утечка низких частот из-за отсутствия полной изоляции, слушателям кажется, что громкости недостаточно, они начинают поднимать усиление, что еще больше увеличивает опасность повреждения слуха. Учитывая, что прослушивание музыки через плееры происходит по нескольку часов в день, опасность повреждения слуха при этом очень велика. Сейчас в аудиосообществе обсуждается вопрос, чтобы плееры выпускались с ограничителями на безопасных уровнях звука.
 Кроме прямой потери слуха при воздействии громких звуков, существуют и дополнительные эффекты, возникающие в слуховой системе. Одной из таких проблем является процесс, получивший название тиннитус (tinnitus). Это явление, заключающееся в том, что человек слышит «фантомные» звуки в ушах при отсутствии внешнего источника. Это может быть шум, свист, звон и др. Он может звучать периодически, постоянно или появляться и исчезать, причем уровень его может быть очень незначительным, а может быть достаточно большим и создавать сильные помехи, особенно музыкантам.
Явление это может возникать в любом возрасте, в том числе и у молодых. Слуховая система при некоторых условиях сама генерирует такие звуки, то есть слуховые нейроны находятся в состоянии повышенной активности и передают в мозг информацию о звуках, которых нет в окружающей среде. Явление это в последние годы стало настолько распространенным, что была создана международная ассоциация, объединяющая организации, занимающиеся этой проблемой (подробности можно найти на сайте www.tinnitus.org.uk).
Причины появления тиннитуса еще до конца не ясны: это могут быть травмы, атеросклероз, депрессия и др. Однако то обстоятельство, что при воздействии громких звуков это явление усиливается, а также то, что степень его распространенности существенно увеличилась за последние годы, особенно среди рок-музыкантов, позволяет предположить — причины его появления связаны с перегрузками слуховой системы громкими звуками. Для лечения предлагаются разные методы (от лекарственных препаратов до специальных упражнений), однако эффективность их невелика, поэтому остается только покой, тишина и положительные эмоции.
Близко к тиннитусу явление hyperacusis, которое выражается в том, что у человека появляется резко повышенная чувствительность к звукам окружающей среды.
Исследования влияния громких звуков (на дискотеках, концертах, шумных производствах и т.д.), проведенные целым рядом институтов, показали, что такие звуки, действующие в течение длительного времени, приводят не только к повреждению слуховой системы, но и вызывают другие изменения в организме: повышение кровяного давления, аритмию сердца, нарушения ритма дыхания, усиливают воздействия алкоголя, наркотиков и др.


Таким образом, все специалисты сходятся во мнении, что надо принимать срочные меры по предохранению населения (особенно молодежи) от воздействия звуков очень высоких уровней (от 90 дБ и более), поскольку на концертах поп-музыки, в особенности рок-музыки, а также на дискотеках преобладают чрезвычайно высокие уровни звука, которые даже могут возрастать в ходе представления для усиления эмоционального эффекта. На близком расстоянии долговременные уровни звука могут превышать 90 дБ (А), а вблизи громкоговорителей — 110…120 дБ (А). По мнению любителей таких представлений, музыка должна быть настолько громкой, чтобы она полностью захватила слушателей. Часто замечают, что при низком качестве исполнения или воспроизведения музыку делают громче, чтобы результирующие искажения в ухе скрывали недостатки, в то время как при хорошем музыкальном исполнении используемые уровни обычно значительно ниже.

человек и ухо
В настоящее время в разных странах законодательством установлены нормы, определяющие допустимую максимальную громкость звука, создаваемую звуковыми системами в местах отдыха и развлечений, а также в зданиях (необходимо отметить, правда, что они существенно различаются).
В ряде стран в дискотеках установлены так называемые «индикаторы громкости», которые показывают на дисплее, что установленные максимальные уровни звука превышены, таким образом присутствующих предупреждают о том, что они подвергаются воздействию, которое может привести к ухудшению слуха. Существуют также автоматические ограничители громкости, которые срабатывают, когда максимальный уровень звука превышается.
Для индивидуальной защиты музыкантов (и слушателей) используются специальные ушные вкладыши-протекторы. Институтом слуха в США (House Ear Institute) разработаны специальные вкладыши, которые позволяют равномерно снизить общий уровень звука на 25 дБ как на низких, так и высоких частотах, что позволяет сохранять тембр звучания. Информацию о них можно получить по адресу: www.hei.org. (Подробнее о защите от шума можно прочитать в нашем журнале в статье Защитите тот слух, который у вас есть!)
К сожалению, производимые в России вкладыши типа «беруши» сильнее поглощают высокие частоты и, соответственно, искажают тембр, разработок аналогичных устройств специально для музыкантов у нас не ведется.
Таким образом, из сказанного выше можно сделать вывод, что развитие современных средств массовых коммуникаций, в первую очередь шоу-бизнеса, приводит к таким тяжелым последствиям, как потеря слуха, особенно у молодого поколения, что требует принятия специальных законодательных мер, особенно в нашей стране, где эти процессы практически не контролируются.

 

Источник: http://www.otoskop.ru