Роль семьи в становлении личности глухого ребенка

Какой психологический климат в семье необходим ребенку с нарушением слуха для полноценного развития наравне со сверстниками? Как развить у ребенка интерес к знаниям и расширить его кругозор? Нужно ли всегда и везде защищать ребенка и ограждать его от всех неприятностей?

Роль семьи в становлении личности глухого ребенка

 Какой психологический климат в семье необходим ребенку с нарушением слуха для полноценного развития наравне со сверстниками? Как развить у ребенка интерес к знаниям и расширить его кругозор? Нужно ли всегда и везде защищать ребенка и ограждать его от всех неприятностей?

При формировании личности ребенка с нарушением слуха значимость семьи колоссальна! От взаимоотношений с родителями зависит, насколько адекватным будет его взаимодействие с окружающей средой. Для того, чтобы ребенок вырос самостоятельным, уверенным в себе и доверительно относился к другим людям, нужен тесный эмоционально насыщенный контакт с матерью. Без такого эмоционального общения ребенок просто не сможет понять особенностей отношений с другими людьми. В результате появляется страх перед общением, а значит вырастает одинокий, не испытывающий интереса к жизни человек. Поэтому с самого рождения рядом с ребенком должен находиться любящий и понимающий его взрослый.

family_1Однако именно в семьях, где у детей есть какие-то нарушения в развитии, часто возникает ситуация, личной трагедии. Рождение “обычного ребенка с необычными проблемами”, несомненно, удручающе воздействует, прежде всего, на его родителей. Они часто переживают этот факт как жизненную катастрофу, причем независимо от того, какова тяжесть дефекта. Изменяется психологический климат в семье: все члены семьи находятся в состоянии стресса. На протяжении первых лет жизни этот стресс не уменьшается, а в ряде случаев нарастает. Возникают конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи.

Очень важно то, как родители воспринимают ребенка и его дефект. В семье могут выстраиваться совершенно разные стратегии поведения в отношении ребенка.
Например, возможно, что родители принимают своего ребенка, адекватно оценивают свои силы и возможности, что придает уверенность в себе, в своей душевной силе. У этих родителей не возникает чувство вины или неприязни. Возможна и противная ситуация, когда в семье полностью отрицается, что ребенок страдает глухотой. Родители не признают для своего ребенка никаких ограничений и предъявляют к нему достаточно высокие требования. Такие стратегии можно назвать положительными в том смысле, что они позволяют ребенку принимать участие в жизни семьи, делают его полноценным ее членом. Родители любыми способами стараются устанавливать контакт с ребенком. Как правило, в таких семьях дети не страдают от недостатка общения, а, следовательно, практически ничто не мешает формированию относительно благополучных свойств личности и самооценки в частности.

Конечно же, реакция отрицания может вызвать важные нарушения личности, так как создается повышенное нервное напряжение. Однако, у ребенка с сильным типом нервной системы не возникает стрессовой реакции, и при определенных условиях можно добиться отличных результатов.

Возможна также реакция чрезмерной защиты. Отношения с ребенком наполнены жалостью, сочувствием. Это проявляется в чрезмерно заботливом и защищающем типе воспитания. И тогда развивается чувство иждивенчества и пассивный настрой на все окружающее. Открытое отречение проявляется в отвращении к ребенку. Родители перекладывают огромное чувство вины на общество, врача, учителя и т. д. Такая своеобразная защита приобретает вид враждебности по отношению к самому ребенку.

Такие типы стратегий поведения родителей однозначно неблагоприятно сказываются на ребенке. Они задерживают его развитие, формируется неадекватная самооценка. А затем как снежный ком накапливаются проблемы в плане адаптации, обучения, и самое главное эффективной интеграции ребенка с нарушением слуха в “слышащий мир”.

Если ребенок находится в среде глухих, он адаптируется и развивается в меру своих возможностей достаточно благополучно. В таких семьях чаще встречается стратегия полного принятия ребенка и его дефекта. По-иному складывается отношения у неслышащего ребенка со слышащими родителями. В контактах возможно ощущение непонимания, отвержения, избегания со стороны родителей. Тогда, находясь дома, он большую часть времени проводит “общаясь” с самим собой, либо с игрушками. При таких условиях, восприятие ребенком окружающего мира оказывается крайне суженным, неполноценным и неадекватным, так как не всегда соответствует тому этапу развития, в котором ребенок в данный момент находится. Естественно, что такие условия воспитания лишь отрицательно могут сказаться на формировании самооценки.

Рождение ребенка с отклонением в развитии оказывается испытанием для всех членов семьи. Семья больного ребенка часто оказывается в изоляции, так как родители обычно ограничивают общение со своими друзьями, родственниками, целиком замыкаясь на своем горе. Это большая ошибка. Надо сохранять прежний уклад семьи, дружеские отношения с близкими и друзьями и ни в коем случае не стесняться своего ребенка, иначе на фоне хронической стрессовой ситуации у матери возникает повышенная раздражительность и постоянное ощущение внутреннего беспокойства. В таком состоянии мать мало чем может помочь своему ребенку. Напротив, ее тревога, беспокойство передаются малышу, и у него не формируется естественного чувства безопасности, защищенности при взаимодействии с матерью. Это еще больше нарушает его психическое развитие. У малыша могут возникнуть вторичные эмоциональные и поведенческие нарушения. Но если мать находит в себе силы сохранять душевное равновесие, она становится помощником своему ребенку. Она старается лучше понять его проблемы, чутко прислушивается к советам специалистов, воспитывает в себе новые качества: наблюдательность, терпение, самообладание, ведет дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Все это способствует правильной организации всей лечебно-коррекционой работы. В этом случае мать хоть и предана своему малышу, но не забывает о домашнем уюте, проблемах мужа, следит за своей внешностью. Это наиболее благоприятная атмосфера для помощи своему ребенку. Поэтому, воспитывая ребенка с отклонениями в развитии, родителям нужно помнить, что их пренебрежение собственными интересами и увлечениями ради малыша не полезно ему, а в большинстве случаях и вредно. Ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.

father_1Не менее важна позиция отца. Многие отцы при рождении глухого ребенка склонны к реакции психологического отказа от него, чаще всего тогда, когда речь идет о сыне. Причинами этого, являются ориентация отцов на будущее и более сильное, чем у матерей, ощущение своей ущербности перед социумом из-за дефекта ребенка, снижение самооценки, которое приводит к гневу и агрессивности по отношению к другим членам семьи. Между тем от него во многом зависит эмоциональное состояние матери, ее душевное равновесие. Если отец проявляет выдержку, разум, благородство, терпение, оказывает моральную поддержку жене и помощь в воспитании ребенка, семейные отношения укрепляются, и более успешно проводится вся лечебно-коррекционная работа.

На развитие личности ребенка также чрезвычайно влияет такой фактор, как пребывание ребенка в учреждении интернатского типа. Оставить ребенка в семье или отдать в специальное детское учреждение? Конечно, это решать только самим родителям. Если родители решили определить своего малыша в какое-либо учреждение системы социального обеспечения, это не значит, что они бросили его. Ребенка можно “бросить”, оставив его дома. Все зависит от самих родителей, от того, как они будут в дальнейшем заботиться о своем ребенке. Однако необходимо помнить, что пребывание глухого ребенка в стенах специального учебного учреждения расценивается как отрыв его от нормальной среды. Эта искусственная среда во многом отличается от того нормального мира, в котором ребенку придется жить. В результате из-за отсутствия общения с близкими людьми, из-за отрыва ребенка от нормальной среды, у него формируются неверные представления о мире слышащих и о специфике взаимоотношений между людьми. Ребенку будет сложно адаптироваться к внешнему миру.

Родители, помните! Станет ребенок сильной личностью, добрым, самостоятельным, уверенным в себе человеком или одиноким, не испытывающим интереса к жизни несчастным — зависит только от вас! Успехов вам!

 

Источник: http://www.otoskop.ru