Зачем нам слух? Слух - это качество нашей жизни.

Значение слуха для нашей жизни вовсей его полноте лучше всего выразил психиатр и философ Карл Ясперс: «Нас делает людьмито, что мыговорим друг сдругом». Нииспользование орудий труда, нивертикальная походка, нимощный мозг невыделяют нас, вконечном счете, среди других живых существ.         

Зачем нам слух? Слух - это качество нашей жизни.

Значение слуха для нашей жизни вовсей его полноте лучше всего выразил психиатр и философ Карл Ясперс: «Нас делает людьмито, что мыговорим друг сдругом». Нииспользование орудий труда, нивертикальная походка, нимощный мозг невыделяют нас, вконечном счете, среди других живых существ. Эта роль принадлежит использованию дифференцированной речевой коммуникации— тому, как мыможем общаться друг сдругом, понимать друг друга, слышать своих близких идрузей, беседовать свнуками, делиться мнением, восхищаться, радоваться. Слух— это качество нашей жизни. Напротяжении истории нашего развития слух превратился вважнейший входной канал нашего мозга. Основную часть знаний мыприобретаем именно благодаря речевой коммуникации. Содной стороны, слух является самым интеллектуальным изнаших органов чувств, сдругой стороны, слух— очень эмоциональный орган чувств. Слуховая система имеет тесную связь счастью мозга, которая придает эмоциональную окраску поначалу нейтральным ощущениям.

«Я живу как отверженный, — писал 32-летний Людвиг ван Бетховен под давлением быстро прогрессирующей глухоты в своем „Хейлигенштадтском завещании“. — О вы, люди, которые считаете меня враждебно настроенным или мизантропом, как несправедливы вы ко мне, ведь вы не знаете тайной причины моего поведения ... О, как жестоко я сталкивался с вдвойне трагичным опытом моего плохого слуха, и все же я не находил в себе силы сказать людям: говорите громче, кричите, ведь я глухой. Как мог я признаться в слабости того из своих чувств, которое должно быть присуще мне даже в большей степени, чем другим; чувства, которым когда то владел в огромном совершенстве. В таком совершенстве, которое было присуще мало кому из представителей моего ремесла ... Когда я вступал в общество, меня охватывал жгучий страх, так как я опасался дать заметить свое состояние..».

Слух является нашим социальным органом чувства. У новорождённого уже через 48 часов отмечается реакция на голос матери. Мама и ребенок «прекрасно понимают друг друга», хотя малыш еще не умеет говорить.. Речь связывает людей воедино. Отсутствие речевого обмена в гораздо большей степени, нежели разница в культуре, религии или цвете кожи, ведет к недоверию и предрассудкам, вплоть до неосознанного отторжения людей из другого географического региона.

Хотелось бы поподробнее остановиться на проблеме нарушений слуха в Российской Федерации. Сохраняющаяся тенденция роста числа больных с сенсоневральной тугоухостью показывает необходимость дальнейшего совершенствования организации сурдологической и сурдопедагогической помощи населению Российской Федерации. В настоящее время в Российской Федерации насчитываются более 12 млн человек с нарушениями слуха, в том числе детей и подростков около 1,3 млн. человек. Сложилась и сохраняется устойчивая тенденция существенного роста частоты нарушений слуха различного генеза. За пятнадцатилетний период показатель распространенности перцептивной тугоухости увеличился в 1,5 раза. Сохранение тенденции к росту числа детей с тугоухостью и глухотой на фоне уменьшения младенческой смертности от перинатальных причин выдвигает на одно из первых мест решение проблемы ранней диагностики патологии слуха. Отсутствие или недостаточность объемов своевременной диагностики нарушений слуха у таких больных, особенно у детей, ведет к развитию сенсорной депривации и вследствие этого к инвалидизации больных. Это определяет необходимость и актуальность внедрения системы раннего выявления нарушений слуха, начиная с периода новорождённости (так называемого аудиологического скрининга) и последующих диагностических мероприятий с дальнейшей адекватной реабилитацией (медицинской, сурдопедагогической, психологической и социальной).

Ограничения способности к общению, которые ведут к снижению полноценной активности в трудовой и социальной деятельности, негативно сказываются на структуре личности слабослышащих людей. Однако этой проблеме до сих пор уделяется достаточное внимание в сфере общественной и медицинской жизни, несмотря на то, что основные причины возникновения тугоухости достаточно хорошо изучены и имеются апробированные и достаточно надежные методы реабилитации. В связи с этим представляется важным повышение значимости данной проблемы, как в обществе, так и среди специалистов.

Основные причины сложившейся ситуации:

  • отсутствие единой государственной системы диагностики и профилактики заболеваний органов слуха;
  • недопустимо низкая информированность населения о социальных поледствиях потери слуха, особенно у детей;
  • несоответствие квалификации большинства медицинских работников;
  • современному уровню слухопротезирования.

Существуют следующие направления решения создавшейся ситуации.

  1. Выявление групп риска по тугоухости (генетическое консультирование, целенаправленное анамнестическое исследование).

До сих пор у специалистов, оказывающих медицинскую помощь беременным, отсутствует так называемая настороженность по глухоте. Решением данного вопроса может служить введение отдельного пункта в опросных листах беременных для выявления риска наследственной тугоухости. Генетическое консультирование — неотъемлемое звено в определении фактора риска по тугоухости. Глухота может также быть осложнением как инфекционных заболевании (в первую очередь менингококковой инфекции), так и применения лекарственных препаратов с ототоксическим эффектом. Причем в первом случае проведение кохлеарной имплантации оптимально показано в наиболее ранние сроки после наступления глухоты (так, например, в клиниках Германии кохлеарная имплантация проводится не позднее восьми недель после наступления глухоты как осложнения менингеальной инфекции). Во избежание упущения времени целесообразно обязать врачей-инфекционистов извещать о наступлении тугоухости у больных, перенесших менингит. В отношении лекарственных препаратов с ототоксическим эффектом необходимо разработать список альтернативных лекарственных форм с привлечением специалистов-фармакологов. Повсеместное внедрение программы аудиологического скрининга новорождённых (на уровне роддомов, начиная с первых дней жизни новорожденных). Важность данной проблемы обусловлена следующим:

  • тугоухость зачастую имеет врожденный характер и может быть не установлена в первые месяцы жизни ребенка, если будет отсутствовать специализированная программа аудиологического скрининга новорожденных;
  • удельный вес больных с врожденной тугоухостью составляет от 2 до 6 че ловек на 1000 новорождённых;
  • большое количество тугоухих людей является не только медицинской, но и социальной проблемой общества;
  • раннее выявление тугоухости у ребенка в возрасте до 6 месяцев позволяет сократить расходы государства на образование и социальную поддержку (пожизненное содержание одного больного, у которого своевременно не была произведена диагностика и реабилитация тугоухости, обходится государству в сумму, превышающую 1 млн долл. США).

Широкомасштабное внедрение данной программы на государственном уровне приведет к улучшению (за счет раннего выявления) качества оказания специализированной медицинской помощи (слухопротезирование, кохлеарная имплантация) и, в конечном итоге, позволит сократить расходы государственного бюджета за счет граждан, которым успешно был проведен курс реабилитации тугоухости.

  1. Формирование индивидуальных планов реабилитационных мероприятий для конкретного пациента (создание персонального алгоритма реабилитации с указанием модели слуховых аппаратов на этапе предоперационной подготовки, сроков и места проведения операции кохлеарной имплантации, модели системы кохлеарной имплантации).
  1. Информирование общества о современных возможностях реабилитации нарушений слуха, формирование адекватного отношения к проблемам тугоухости и глухоты.

В настоящее время, особенно у жителей отдаленных регионов России, существует настороженность к системам кохлеарной имплантации в виду внешней сложности и непривычности этой конструкции. К тому же существуют определенные труднообъяснимые негативные тенденции по отношению к кохлеарной имплантации у ряда специалистов-оториноларингологов, сурдологов и сурдопедагогов. Массовое разъяснение и популяризация данной формы слухоречевой реабилитации пациентов с глухотой способны изменить общественное мнение в лучшую сторону. Выступления в средствах массовой информации как медицинских работников, так и, что более эффективно, пациентов, перенесших кохлеарную имплантацию, обеспечат требуемое общественное мнение.